Постройка планера, 4 метра.
Сделал перерасчет развесовки на вариант сервомашинок в хвосте. Оказалось довольно интересно.
Старый расчет с сервами в начале широкой балки:
Баланс, как видно, на грани: не дотягивает 3 мм до цт по чертежу.
Диаграмма распределения моментов по отдельным деталям:
Покрупнее
Что в диаграмме по осям: X = момент детали, Y = координата расстояние до центра тяжести.
Каждый круг с числами обозначает массу и момент одной детали. Радиус круга и голубое число — масса детали. Зеленое число внутри — расстояние до линии центра тяжести.
Чем выше круг, тем ближе деталь к носу планера. Внизу на диаграмме, соответственно, хвостовые детали. Точки, расположенные на плоскости слева, добавляют задней центровки, справа — добавляют передней. Большой красный круг — вся масса. Если он в правой полуплоскости, то центровка передняя, в левой — задняя.
Задача диаграммы — визуально наглядно показать влияние каждой детали на центровку. Сходу видно, за что имеет смысл бороться, эти детали обозначены на диаграмме самыми далеко расположенными кругами.
Теперь новый расчет: две сервы в хвостах, тонкая балка массой до 80 г, общий силовой и нулевой провода, избавление от двух тяжелых метровых боуденов и хитрой системы крепления серв внутри основания балки.
Результат:
И для сравнения новая диаграмма:
Покрупнее
Ушло 100 грамм массы, к тому же при этом ЦТ переместился на 9 мм в правильную сторону. Масса — за счет менее тяжелой балки, за счет необходимости ставить в хвост две более легких сервы, и избавление от некоторой мелочевки. Слишком существенное облегчение, так что берем этот вариант.
Панели зашивки консолей
4 пластины бальзы 1 мм размером 1000 х 100 мм, для главных консолей, покрываются стеклом 30 г/м на ларите. 5 слоев у основания, в середине остается 4 слоя, и в конце консоли остается только 3 слоя.
Стекляшка диагонально уходит в момент
Толстый полиэтилен на стол
Стекло пропитано смолой, уложены деревяхи
И под пресс на сутки. Результат:
145 грамм на зашивку двух метров крыла, ок.
Выбор серв в хвост
Найти что-то толщиной менее 12 мм выходит дороговато. В принципе, 12-мм серва раздует участок обшивки длиной 3 сантиметра довольно немного относительно величины всего оперения (на пару миллиметров):
Нужны советы, стоит ли поискать все-таки потоньше и покруче и потратиться. Вижу, что про установку серв в вертолеты пишут много, а про планеры в хвост как-то немного. Отсюда лезут вопросы: Сколько денег имеет смысл выделить на задние сервы? Признаюсь, сейчас не горю желанием покупать что-то дорогое. Выбрать потяжелее или помощнее? Честно говоря, гиперион атласы — это конечно клево, но очень уж подозрительно легкие, и не видел отзывов с аналогичными ситуациями. На хс формально подходящие варианты по 10 долл. Брендовые нужной толщины — около 40 долл.
|
|